Первые цвета, которые видит новорожденный – это оттенки черного и белого. Не потому, что остальные он видеть не может - просто малыш еще не умеет сосредотачиваться на картинке и вычленять ее детали. Но время идет, и очень скоро в мир ребенка приходит цвет.
Примерно так же дело обстояло и с печатью. Поначалу она была в основном монохромной – технология красочной печати была слишком сложной для той поры.
Сложной – но не невозможной. Еще древние китайцы, первыми начавшие пользоваться ксилографической техникой печати (когда ткань или бумага прикладывались к покрытому чернилами деревянному клише), знали о возможности передачи цвета. Для этого они использовали разные доски-матрицы. Но такой способ требовал слишком много времени и высокого мастерства, так что большинство дошедших до нас цветных изображений тех времен раскрашены от руки. Раскраска оттисков практиковалась не только на Востоке, но и на Западе: многие ранние печатные книги делались с отступами, в которые затем от руки дописывались красочные буквицы и заголовки и рисовались миниатюры. Начиная с XV века эта техника начала отходить в прошлое, однако не исчезла совсем – так, вплоть до 1875 года некоторые элементы официальных британских карт раскрашивались от руки.
С первой половины XVI века в европейских гравюрах появляется светотень. Причем это не просто контраст темного и светлого - на произведениях печатного искусства становится все больше цвета. Первые невиданные ранее разноцветные печатные рисунки с переходами тона появились в 1507 году в мастерской немца Лукаса Кранаха: кроме основного клише с черным линейным изображением он использовал еще несколько цветных - «тоновых».
XVIII век стал знаковым для цветной полиграфии. В 1710 году живописец, гравер и ткач Якоб Ле Блон изобретает систему 3- и 4-цветной печати, прародительнице современных систем RGB и CMYK. Используя металлические пластины (по одной на каждую краску) в качестве печатных форм, он создает яркие рисунки с широким диапазоном цвета. Пусть современники не сразу оценили преимущества нового метода, но именно на идее Ле Блона о разделении цвета на составляющие основывается современная цветная печать.
А в конце столетия актер, писатель и знаток права Иоганн Зенефельдер начинает экспериментировать с техникой гравюры, используя стойкие кислотные чернила и мелкозернистый камень в качестве клише. В результате в 1796 году он изобретает новый метод плоской печати - литографию, в которой оттиск получается с совершенно гладкой каменной пластины: после соответствующей обработки отдельные участки камня становятся способны принимать специальную краску. Для художников изобретение литографии стало революционным - ведь теперь они могли рисовать непосредственно на самой пластине. Пусть правило «один цвет – одна печатная форма» оставалось в силе, но издателям уже не были нужны услуги гравера для печати рисунка.
XIX век, век прогресса! Книги, газеты, журналы, открытки «в цвете» становятся все более востребованными. Однако для создания лишь одного качественного цветного изображения требуется огромное число оттисков, независимо от метода печати.
Долго такая ситуация продолжаться не могла – в век рационализма подобные затраты ресурсов был непозволительны. Цветная полиграфия стояла на пороге качественного прорыва, но перешагнуть этот порог ей помогло открытие в области физиологии – и фотографии.
Речь идет о появлении 3-компонентной теории цветоощущения Юнга-Гельмгольца, согласно которой в человеческом глазу существует 3 типа фоторецепторов, каждый из которых чувствителен к волнам определенной длины и может воспринимать лишь один цвет. Последователь Юнга Джеймс Клерк Максвелл экспериментально доказал эту теорию, в 1855 году вместе с фотографом Томасом Саттоном создав первую в мире цветную фотографию «Тартановая ленточка». Они получили три негатива изображения ленточки из шотландки (тартана) на стекле, покрытом фотографической эмульсией. Негативы были сняты через красный, зелёный и синий фильтры. Так родилась цветовая модель RGB (Red, Green, Blue).
Тот же принцип был принят на вооружение печатниками. Рисунок трижды фотографировался при помощи трех цветных фильтров, в результате чего получались изображения, представляющие RGB-компоненты исходного. По ним изготавливалось 3 клише. В результате количество необходимых оттисков свелось к простой цифре «три».
В 1891 году в далекой России главный мастер ткацкой мастерской Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ныне Гознак) Иван Иванович Орлов изобретает способ печати разноцветного рисунка за один прогон. Он сконструировал новую печатную машину, в которой многокрасочная печать выполнялась с одной печатной формы через промежуточные шаблоны - каждый со своим рисунком использованного в оригинальном изображении цвета. Главным преимуществом способа орловской печати было то, что линии рисунка одного цвета плавно переходили в другой – краски не смешивались, чего никак не удавалось достигнуть фальшивомонетчикам. Впоследствии техника «орловской печати» была взята на вооружение многими типографиями мира.
Время шло, и возможности печати расширялись. Но все разнообразие печатных технологий по-прежнему остается разновидностями трех основных типов:
Суть сводится к одному – наносить или не наносить краску в определенной точке листа. Но вне зависимости от выбранного метода главный принцип не изменился: каждый цвет по-прежнему раскладывается на составляющие. Изображение растрируется, преобразовываясь в совокупность точек, состоящую из цветов-компонентов. Их соотношение и дает необходимый оттенок.
Со второй половины XX века вместо RGB-модели полиграфисты предпочитают пользоваться субтрактивной моделью синтеза цвета CMYK: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) и ключевой черный (Key-black). «Субтрактивный» переводится как «основанный на вычитании», что для определения цвета означает следующее: из спектрально-равномерного белого вычитаются первичные RGB-цвета. Так, циан - это минус-красный цвет, маджента – минус-зеленый, а желтый – минус-синий. Несмотря на то, что модель CMYK проигрывает по количеству передаваемых оттенков схеме RGB, она более удобна для использования в полиграфии, т.к. и бумага, и остальные печатные материалы – это светоотражающие поверхности. А считать, какое количество света отразилось, проще, нежели пытаться вычислить, сколько его поглотилось.
Но какой бы системой ни пользовались печатники, возможности цветопередачи в современной полиграфии на самом деле практически безграничны. Радуга, закат, фейерверк, карнавал в Рио – печатные станки сегодня способны повторить все буйство и многоцветие красок окружающего нас мира. Ребенок вырос. Он видит мир во всем его многообразии.