Развитый рынок без упаковки невозможен. И даже больше, очень часто упаковка продает товар. Она не только сохраняет товар от порчи, но она еще привлекает, информирует потенциального покупателя, и даже показывает товар через прозрачное окошечко, мотивируя покупателя на покупку. Очень многое зависит от формы самой упаковки, от текста, напечатанного на ней и от цветовой гармонии. В упаковке в единой системе объединены сопротивление материалов, технологии полиграфии, физика, психология восприятия, теория принятия решений, дизайн и экология.
Упаковку определяют как совокупность тары и вспомогательных упаковочных средств, которые служат для защиты упаковываемого товара, людей и окружающей среды, для обеспечения рациональности при управлении продукцией, при позиционировании товара на рынке, при передаче и пользовании товарами, а также для информации о рекламе упаковываемого продукта. Могут быть выделены следующие функции упаковки:
Важность упаковки вытекает преимущественно из требований по обеспечению сохранности качества товаров и защиты окружающей среды. Защита упаковываемых товаров важна из-за хозяйственных запасов и надежности снабжения и из-за торговых организаций, из-за потребностей в разнообразных товарах и концентрации продуктов при пространственном разделении продукции и потреблении промышленных товаров.
Упаковка повышает потребительскую ценность продукта, как, например, за счет упрощенного применения, надежности использования и постоянной готовности с определенным и компактным хранением. Упаковка обеспечивает процессы изготовления, сбыта, применения и утилизации товаров необходимого информационного потока.
Упаковка осуществляет также непременное условие рекламы продукта и мотивация покупателя к приобретению.
Оформление упаковки представляет собой комплексную задачу, которая предусматривает равным образом требования к упаковываемым товарам, процессам рекламы и сбыта, торговли продуктами, потреблению и утилизации самой упаковки. Развитие и применение оптимальной упаковки ориентируется на соотношении ее потребительской ценности к расходам, затрачиваемым на упаковывание и упаковку.
Самые разнообразные функции упаковки учитываются, в зависимости, от назначения. Упаковку можно разделить по:
Примечание: сочетание понятия упаковки с определенными упаковочными материалами следует избегать, так как это имеет смысл только для их составных частей. Таким образом, например, вместо понятия упаковка из стекла применяют понятие стеклянная упаковка.
Тара и упаковка представляют собой продукт, изготовленный из любых материалов для размещения, защиты, управления, транспортировки, хранения, поставки или передачи товаров, который может быть в качестве сырья и изделий обработки и передаваться дальше от изготовителя на продажу или конечному потребителю.
Суть упаковки не меняется, когда упаковываются несколько уже упакованных продуктов (товаров) в общей упаковке или упаковка, в которой затариваются сыпучие продукты. Например, несколько бутылок водки (3, 12 или 16) упаковываются в общем ящике из гофрокартона – бутылки – пол литровая упаковка водки, а ящик – тара. Когда затариваем сахар-песок в мешках – мешки это уже тара и одновременно упаковка. Хотя трудно назвать мешочки в виде подушечек, наполненные с конфетами, завернутые фантиками, тарой, а фантики – упаковкой.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что различие между тарой и упаковкой, скорее всего, функциональное и объемное.