+7 (499) 322-15-14
Пн-Пт: 10:00 - 20:00
Сб, Вс: Выходной
0 р.

Цвет и мы

Качество освещения, цвет, глубина, окружающие нас предметы и явления — все это существует там, вне нас. И возникает вопрос: почему эта визуализация природы, этот образ мысли, через которые природа выражает свое бытие, не могут выразиться в каком-то знаке мысли, да так, чтобы и другие могли воспринять то же самое, что и мы?

Необходимо констатировать, что этот мысли знак, этот образ, воображаемое гораздо ближе и гораздо дальше от действительного: ближе, потому что это восприятие жизни, моей жизни, и только моей; дальше, потому что это всего лишь аналог природы, но не сама природа, это всего лишь воображаемая структура, скорее всего, текстура реального. Можно даже сказать, что видение, восприятие природы — это своего рода непрерывное рождение природы в самой себе через нас.

Зрение, визуальное восприятие — эта не метаморфоза природы. Это мышление, которое дешифрует знаки, запечатленные в природе нашего тела, в его структуре. Завтра наша структура изменится, будет другой, и мышление будет другое, и знаки будут дешифрироваться по-другому. Подумаем, как воспринимают мир влюбленные, выпившие, радостные и скептики. Мир для студента до и после сдачи экзамена видится по-разному.

Видение — это мышление, которое рождается в связи с тем, что происходит в теле.И если наше видение такое непостоянное, если учесть, что все наши видения — это восприятие цвета, то возникает вопрос: что же мы, каждый из нас по отдельности, видим? Цвета, которые мы видим, для общения друг с другом мы обозначаем символами — словами. Только этим можно объяснить привязку названия отдельных цветов и даже оттенков цвета к предметам и явления, которые являются их характерными носителями. Например, сиреневый, лимонный, небесно-синий, кроваво-красный, оранжевый цвет. Для коммуникации по цвету нужен эталон. Абстрактные, обобщающие слова бессмысленны. Мы говорим: деревья, трава, лес, любовь — и все понимаем.

Для понимания цвета недостаточно сказать «красный», но необходимо уточнить через реальный предмет, например кроваво-красный, винно-красный, красно-оранжевый, малиново-красный, красно-малиновый.

Визуальный мысли знак

Цвет – визуальный мысли знак. И для каждого из нас этот знак индивидуальный, личностный. Я склонен думать, что если проследить, например, в русском языке, возникновение названия любого цвета или его оттенка, то в конце концов источником окажется название предмета, явления или события на русском или любом другом языке. Типичным примером, подтверждающим это предположение, могут служить названия таких цветов, как оранжевый, гранатовый, фиолетовый, лиловый, пурпурный, слоновая кость, кофе с молоком, малиновый, клюквенный.

Цвет — это то пространство, где сходится наше мышление, наша структура и восприятие внешнего мира в своем самом типичном субъективизме. И только через слова, явления и события, мы можем осуществить взаимопонимание в разговорной или письменной речи. Человек пошел дальше. Он создал — краски и тем самым отделил цвет от предмета. Человек ввел абстракцию цвета. Цветные шкалы, цветные таблицы и цветные поля — это беспредметные эталоны цвета.

Стефан Стефанов
технолог-полиграфист, к.т.н., профессор РУДН