+7 (499) 322-15-14
Пн-Пт: 10:00 - 20:00
Сб, Вс: Выходной
0 р.

«Архитекторы» цвета

Художники, поэты, музыканты всегда стремились познать «тайну» и разгадать феномен цвета. В этом стремлении они шли другим отличным от науки путем, так как пытались оценить цвет с позиций его эстетического воздействия. Природу цвета они изучали по эмоциональному и духовному его проявлению. Цвет в искусстве рассматривали как механизм эмоционального и психологического воздействия. С помощью цвета они пытались познать красоту, гармонию, равновесие.

Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Адамса, Манселла, Кандинского, Иттена имеют большое значение и до сих пор. В «Трактате о живописи» Леонардо Да Винчи есть суждение о том, что «жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение». Художники использовали этот закон в качестве правило и руководство к действию.

Практически одновременно с Гёте художник Отто Рунге (1810 г.) опубликовал свою теорию цвета. За основу цветового круга Рунге взял три цвета: красный, синий, жёлтый, то есть треугольник контрастных цветов Гёте. А три остальных (промежуточных) цвета он получил смешением основных (Рис. 1).

Рис. 1. Цветовой круг Рунге.

Цветовой круг Рунге

Цветовое многообразие Рунге получал смешением красок, а оттенки цветов — за счёт добавления белой и чёрной красок. Таким образом, он пришёл к идее пространственной модели в виде шара (Рис. 2).


Рис. 2. Пространственная модель Рунге.

Пространственная модель Рунге

Отто Рунге считают первым, кто предложил пространственную модель цвета — но ведь был же Эмпедокл!

В начале XX века независимо друг от друга американский художник Манселл (1905 г.) и немецкий химик и физик Оствальд (1917 г.) предложили оригинальные трехмерные модели цветового пространства. Они первыми попытались систематизировать и классифицировать цвета. И тот и другой разработали атлас цветов, а также попытались с помощью цифр, букв и слов (Оствальд) и цифр и букв (Манселл) ввести информационное обозначение оттенков цвета при смешивании красящих веществ. Таким образом, они разработали не только теоретические учения и цветовые модели, но и предложили применение цветовых таблиц. В цветовом круге Оствальд предложил использовать 100 ступеней–цветов, обозначив их цифрами. Каждый цвет–ступень образовывал равносторонний треугольник (Рис. 3), в основании которого лежала шкала серых цветов.


Рис. 3. Равносторонний треугольник Оствальда для цвета–ступени.

Равносторонний треугольник Оствальда для цвета–ступени

Чистые цвета располагались на цветовом круге. Объединив равносторонние треугольники кругом, Оствальд получил трехмерное цветовое тело — сдвоенный конус (Рис. 4).


Рис. 4. Модель цветового тела Оствальда

Модель цветового тела Оствальда

Все цвета Отвальд классифицировал так:

  • «светлоясные» — смешение чистого цвета с белым
  • «темноясные» — смешение чистого цвета с черным
  • «мутные» — смешение чистого цвета с серыми тонами

Атлас Оствальда содержал 2500 цветов.

При разработке своей теории цвета художник Манселл попытался объединить переменные Гельмгольца (цветность — цветовой тон, насыщенность; светлоту) с пространственной моделью Рунге. В результате — цветовое тело Манселла приближенно напоминает форму цилиндра. В качестве основных для цветового круга Манселл взял пять спектральных цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, а также пять промежуточных цветов между ними. Поэтому, цветовой круг Манселла образован десятью цветами (Рис. 5).


Рис. 5. Цветовой круг Манселла

Цветовой круг Манселла

В своей теории цвета художник также постарался учесть то обстоятельство, что чистые «цвета» красящих веществ имеют различную светлоту и насыщенность, поэтому они располагаются в цветовой модели в разных плоскостях и на разных уровнях. Все результаты Манселл объединил в атласе, состоявшем из десяти таблиц. Каждая таблица создавалась для одного цветового тона, который изменялся по светлоте и насыщенности. Необходимо также отметить, что теория Оствальда нашла свое применение и развитие в колориметрии, а теория Манселла — в полиграфии.

В 1910 г. Василий Кандинский закончил писать небольшую книгу «мыслей и наблюдений» (О Духовном в Искусстве). В разные годы и в разных странах книга переиздавалась более 30 раз.

В книге художник анализирует воздействия цвета на человека. Он стремился объединить «чувственное» из учения Гёте о цвете, пространственное понимание цвета у Рунге, символизм цветосвязей с психологией цвета («психическое» воздействие) и душевными вибрациями. Кандинский вводит музыкальные ассоциации и инструментальные соответствия, «температурные» и вкусовые категории.

В поисках беспредметного в психологических аналогиях Кандинский приблизился к понятиям и категориям, которые соответствуют перцепту (цветовой образ, воспринятый в сознании) и стимулу (воздействие определенных длин волн на глаз, сопоставимое с раздражением). Понятия перцепта и стимула сформулировал Геринг в 1874 году. В основу построения цветового круга он положил теорию контрастных пар основных цветов (простых) и их взаимодействие с двумя полюсами по светлоте (рождение и смерть). На Рис. 6 показан цветовой круг Кандинского.


Рис. 6. Цветовой круг В. Кандинского

Цветовой круг В. Кандинского

Кандинский как и Оствальд и Ньютон (семь спектральных цветов — семь нот музыкальной октавы), искал аналогии между цветом и звуком в музыке, между цветом и двенадцатью полутонами музыкальной октавы, хроматической гаммой.

Встреча и общение с Кандинским подтолкнули Иттена к теоретическим исследованиям цвета в искусстве и к занятиям по созданию теории цета для художников. В 1961 году Иттен публикует книгу «Искусство цвета», в которой сформулировал основные идеи теории цвета в искусстве. Используя теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля, Иттен уделяет большое внимание эстетическому воздействию цвета на человека. Теория Иттена развивает идеи цветового контраста Кандинского, а также использует психологические понятия и категории в теории цветовых впечатлений и цветовой выразительности. Модель цветового пространства у Иттена — это шар Рунге. А цветовой круг художник строит по своей системе цветового конструирования, опираясь на цветовой треугольник Гете. Основные цвета у Иттена — желтый, красный, синий. На Рис. 7. показан цветовой круг Иттена, выполненный по правилам цветового структурирования.


Рис. 7 Цветовой круг Иттена

Цветовой круг Иттена

Взяв за основу определение «равновесия» Геринга, формулирует понятие гармоничных цветов и предлагает практическую методику по их определению. Иттен определяет цвета как гармоничные, если их смесь (двух и более цветов) дает серый цвет. Таким образом, все пары дополнительных цветов, все комбинации трех цветов в цветовом круге Иттена (12 цветов), которые объединены через равносторонние и равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются, по теории Иттена, гармоничными. Схема гармоничного «конструирования» показана на Рис. 8.


Рис. 8. Схема определения гармоничных цветов по Иттену

Схема определения гармоничных цветов по Иттену

Развивая теорию гармонии оттенков цвета, Иттен определяет связи и принципы цветового созвучия оттенков цвета, выделяя семь типов контраста, а именно:

  • контраст цветовых сопоставлений;
  • контраст светлого и темного;
  • контраст холодного и теплого;
  • контраст дополнительных цветов;
  • симультанный (одновременный) контраст;
  • контраст цветового насыщения;
  • контраст цветового распространения.

Обобщая «чувственно–нравственные» характеристики цвета у Гёте и идеи Кандинского о связях формы и цвета, Иттен предлагает свои соответствия цвета и геометрической формы (Рис. 9).


Рис.9. Соответствие цвета и геометрической формы

Соответствие цвета и геометрической формы

Если оттенок цвета совпадает с геометрической формой, то воздействие цвета удваивается.

Иттен создал свою теорию цвета, прежде всего, для практического использования художниками в искусстве, дизайне и рекламе.

Стефан Стефанов
технолог-полиграфист, к.т.н., профессор РУДН